В 2019 году исполняется 175 лет со дня рождения одного из родоначальников русской реалистической школы живописи Ильи Ефимовича Репина. Современники признавали, что ему подвластны все жанры и направления живописи. Он был непревзойденным портретистом, мастером бытовой и исторической живописи, не меньшим успехом пользовались и его пейзажи. Способности к рисованию у юного Репина проявились с детства – он даже помогал родителям, бедным военным поселенцам, подрабатывая написанием портретов и икон. Но поступить в Академию художеств в Петербурге сразу ему не удается, потому что не изучал классического рисунка. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И.Н. Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу. С тех пор началась их дружба. По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию, а в конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» получил высший балл и стал студентом академии. Во время учебы Илья посещал вечера в доме Крамского и познакомился с «передвижниками», и это определило его дальнейшую творческую деятельность художника реалиста. Завершает Репин обучение в Академии художеств участием в конкурсе на Большую золотую медаль и получает ее за получившую высокую оценку картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Медаль давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии. Вместе с женой и маленькой дочерью Верой он три года провел в Париже. Писал этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, портрет И.С. Тургенева и полный изящества портрет жены Веры Алексеевны в сером платье). Но в Париже он не в восторге от современного искусства. Он пишет знаменитому критику В.В. Стасову: «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Еще до поездки за границу И.Е. Репин завершает работу над картиной «Бурлаки на Волге». Сюжет ее возник во время воскресной прогулки по Неве. Репина поразил контраст между встретившейся ватагой бурлаков и «чистым ароматным цветником господ». Эта картина была показана на всемирной выставке в Вене и принесла художнику европейскую известность. После окончания академии Репин не раз возвращался в родные края, в маленький украинский город Чугуев. Во время путешествия по Запорожью и возникла идея написать большое полотно, посвященное старинному преданию о смелом ответе запорожцев на требование сдаться турецкому султану. Этот эпизод и изобразил художник в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина, над которой он работал 12 лет, была впервые экспонирована на юбилейной выставке художника в 1891 году, имела успех и была продана за очень высокую по тем временам цену. В 1901 году Илья Ефимович приступает к работе над грандиозным полотном - групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов. Это было блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. А еще Репин создал целую галерею портретов своих современников. За каждым изображением стоит незаурядная личность. Он писал портреты быстро, иногда видя свою модель урывками, писал даже по памяти. Но по свидетельству современников «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем».
Вот с таким великим русским художником И.Е. Репиным познакомились учащиеся художественного отделения ДШИ в библиотеке-филиале №15 г. Емва во время видео урока. Но чтобы понять этого художника надо увидеть его картины в Русском музее г. Санкт-Петербурга или в Третьяковской галерее, постоять перед ними, почувствовать их энергию и мощь, а может нежность…
Изотова Антонина
Комментарии (0)