Храм Богоявления Господня с. Ляли
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Полное наименование памятника: Церковь Богоявления Господня. По данным архивов первое упоминание о деревянных «клетцких» церквях Богоявления (теплой) и Николая Чудотворца (холодной) на погосте Ляли содержится еще со времен правления царя Василия Ивановича Шуйского (1606-1610 гг), в дозорной книге 1608 г. В переписной книге Яренского уезда 1648 г. обе эти церкви также упоминаются, однако Никольский храм имеет уже шатровый верх и добавляется, что «в церквах образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и все церковное строение мирское, т.е. приобретенное и построенное на средства крестьянской общины». Переписная книга 1678 г. упоминает лишь Богоявленскую церковь без указания ее вида. Ведомости о церквях и священниках г. Яренска и уезда за 1798 г. вновь упоминают о двух Ляльских храмах, которые «8 мая сего (1798) года погорели». Согласно Клировой ведомости Ляльской Богоявленской церкви за 1907 г., ныне существующая каменная церковь была построена в 1852-1856 гг. вместо деревянной, которая по устному преданию «современна Усть-Вымским церквам». Вероятнее всего, жителям с. Ляльского на рубеже XVIII и XIX вв. удалось отстроить лишь один из сгоревших храмов, который был «современен» Михайло-Архангельской церкви (1795-1806 гг.) на УстьВыми. Каменная церковь имела три престола: в верхнем холодном храме - во имя Нерукотворного Образа Спаса (освящен 25.09.1857 г.), в нижнем теплом - справа - во имя Богоявления Господня (освящен в декабре 1857 г.), слева - во имя св. Николая, Мирликийского Чудотворца (освящен в июне 1888 г.). Церковь была одной из красивейших в Усть-Сысольком уезде. До сих пор искусствоведы считают, что строители ляльского храма использовали новаторские для ХIХ века элементы в оформлении фасадов.
Фасады церкви богато украшены карнизами, пилястрами, также килевидными и волютообразными каменными наличниками. Храм Богоявления являет собой провинциальный образец классической храмовой архитектуры, отличающийся четкими пропорциями, стройным и легким силуэтом. Храм уникален, и второго такого в Коми нет. Можно только удивляться, что в год окончания тяжёлой Крымской войны в экономически ослабленной стране, в этой скудной местности люди построили такой красавец-храм.
В 1941 году храм закрыли и его первый этаж превратили в зернохранилище. А летнюю Успенскую церковь еще некоторое время удавалось сохранять христианам деревни, но потом большевики разрушили и ее Это была последняя закрытая в Коми АССР церковь.
В конце 70-ых годов в шпиль колокольни Богоявленского храма ударила молния, начался пожар. В огне сгорела половина полов яруса звона, значительная часть кровельного покрытия, обрушилась часть свода трапезной второго этажа.
В начале 80-ых годов опять случился пожар. Огонь уничтожил полы трапезной, храма и алтаря летнего храма. Оказались полностью утраченными иконостасы летней и зимней церквей, рамы на окнах, лестницы. Местные жители своими силами ремонтировали храм: белили стены, окна закрыли нетканкой. Порядок удавалось сохранять, пока не начался поиск сокровищ. Причиной стали слухи о том, что последний священник Богоявленского храма, отец Василий Распутин, предчувствуя скорый арест, спрятал в церкви напрестольный крест, священнические одежды и церковную казну.
В Лялях из уст в уста передают историю, которую иначе как чудом не назвать. Когда разоряли церковь в годы церковных гонений, одна боголюбивая женщина, по имени Анна, с риском для себя сохранила икону Божьей Матери «Скоропослушница» из нижнего иконостаса. Теперь эта икона на подворье Кылтовского монастыря. Она была написана ещё ХVII веке и считалась главной храмовой иконой. В начале 90-ых годов икона замироточила! А в след за этим в 1992 г. здание было передано в безвозмездное пользование местной православной общине, а Постановлением Госсовета Республики Коми от 24.03.1999 г. № П-2/15 возвращена законному владельцу - Сыктывкарской и Воркутинской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви.
Проект реставрации архитектурной части здания подготовлен архитектором А.Л. Смышляевым (ПИ «Спецпроектреставрация», г. Москва).
С 2019 года настоятелем храма в Лялях является иерей Владимир (Левичев), который прилагает огромные усилия для восстановления храма. В июне 2021 случилось знаковое для всего православного люда событие: на храм водрузили купол и крест! Установили купол строители Республиканского стадиона. Руководитель фирмы — серб по национальности, выделил на благое дело кран и крановщика. Денег за это братья-славяне с православного батюшки не взяли. В планах у иерея Владимира закончить восстановление купольного ансамбля, а также постелить полы и установить окна. Восстановительные работы продолжаются, но восстанавливать Богоявленский храм придётся ещё долго. Волонтёрское движение набирает обороты. Присоединиться к нему могут все желающие.
Отец Василий и матушка Агния Распутины
Ляльская Богоявленская церковь
Источники:
Богоявленская церковь // Культинформ. – 2004. - № 2. – С.75
«Вера» Христианская православная газета Севера России № 14 Июль 2021 г. №880
WWW.KOMI.KP.RU: https://www.komi.kp.ru/daily/28297/4436748/ Анастасия Поздеева, 30 июня,2021 г.
25 ноября 2016 г.
https://pravoslavie.ru/98917.html