Проект «Открытая страница»
Светлана Кирушева,
заведующий методическим отделом ЦМБ.
Ольга Карлова,
ведущий библиотекарь
Трактовской модельной библиотеки.
В наше время возрастает роль информации, которая ранее приходила человеку через книги, журналы, а теперь через аудио- и видеозаписи, микрофильмы, и Интернет. В связи с этим, как считают многие, происходит эволюция социальной роли библиотек. Меняются традиционные формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами, добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к информационным сетям.
Чтобы получить объективную картину состояния деятельности специалисты методического отдела центральной межпоселенческой библиотеки и Трактовской модельной библиотеки подготовили проект «Открытая страница», в рамках программы непрерывного образования библиотекарей. Цель проекта: социологический опрос-исследование для формирования объективной картины состояния деятельности библиотек.
В рамках проекта «Открытая страница» в сельских и городских библиотеках проходят 3 опроса-исследования:
- исследование среди библиотекарей «Библиотека в современных условиях: проблемы и перспективы»;
- интервью-опрос среди известных, ярких личностей района;
- телефонный мини-опрос населения «Роль книги в твоей жизни».
Проект должен выявить новые подходы к обслуживанию населения района, вовлечь жителей сёл, посёлков к активному участию в общественной жизни местного сообщества, повысить роль сельских библиотек как культурных, информационных и образовательных центров среди подростков и молодёжи.
Подведены первые итоги проекта.
Исследование «Библиотека в современных условиях: проблемы и перспективы» среди сельских библиотекарей показало следующее:
На вопрос: «Какие новшества в библиотеке введены за последние 5 лет?», респонденты ответили «информатизация библиотек». На вопрос: «На ваш взгляд, какое самое перспективное направление в работе вашей библиотеки» 50% респондентов выбрали социально-досуговое направление, 30 % - краеведение и 20 % - экологию.
На вопрос: «Как вы считаете, в современном мультимедийном мире смогут ли Интернет и электронные книги вытеснить книгу бумажную?». 40 % предполагают, что в будущем возможно традиционная, бумажная книга несколько сдаст свои позиций, но совсем не вытиснится. 20 % ответили, что электронная книга вытеснит бумажную. 40 % библиотекарей ответили очень коротко - «нет».
На вопрос: «Что необходимо предпринять библиотеке, чтобы подружить подростков и молодёжь с книгой?» 50% библиотекарей ответили: больше мероприятий, направленных на популяризацию традиционных книг, находить новые формы работы, в том числе игровые. 10 % ответили «Не заигрывать! Подбирать литературу, соответствующую их индивидуальным интересам и уровню подготовки, при этом повышающую их самосознание как личности».
Интервью-опрос среди читателей библиотек, известных людей района был о традициях семейного чтения, о книгах, которые оставили в душе яркие впечатления, о сохранении традиционного чтения.
Респонденты - читатели на вопрос «Что необходимо предпринять библиотеке, чтобы подружить подростков и молодёжь с книгой?» ответили: разнообразить мероприятия, связанные с чтением, обсуждением литературных произведений. Проводить литературные встречи, викторины, праздники.
Яркие впечатление наши респонденты получили от книг: Александра Дюма «Три мушкетёра», Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», Михаила Успенского «Приключения Жихаря», Елены Колядиной «Цветочный крест», Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»… Многие респонденты выделили книгу Тамары Петкевич «Жизнь - сапожок непарный».
Респонденты-читатели советуют подросткам и молодёжи больше читать патриотические книги: А. Фадеев «Молодая гвардия», Н. Островский «Как закалялась сталь», А. Гайдара, А. Макаренко, авторов их молодости, те книги, на которых старшее поколение выросло. «Произведения, которые написаны в прошлом, позапрошлом веках. Они более нравственны… события, происходившие в нашей местности – что ближе и понятнее…«Маршрут» Г. Юшкова, «Тупица» М. Герцмана, «Жизнь-сапожок непарный» Т. Петкевич» (п. Ляли).
В заключение интервью-опроса предложили поделиться интересной историей связанной с книгой и чтением.
Вот о чем рассказали наши респонденты:
«В детстве я жила в посёлке лесозаготовителей 53 Верхний, вблизи посёлка Железнодорожный (ныне г. Емва). В одном из бараков располагалась начальная школа. В учительской стоял шкаф, заполненный книгами. Это была школьная библиотека. Я была убеждена, что существует такая книга, где написано, как человек должен прожить свою жизнь. Я прочитала почти все книги из этой библиотеки, но такую книгу я не нашла. Прошли годы, книгу эту я всё-таки встретила. Это была «Библия». Только жаль, что эта встреча состоялась так поздно». (с. Серёгово).
«Когда я почитала свою первую книгу от начала до конца, я была в шоке. Мне казалось, что в ней очень много страниц. По всему посёлку бегала и показывала эту книгу «Кто сказал «Мяу!» и хвасталась всем. Мне казалось, что я стала самой умной» (п. Иоссер).
«Читала в детстве под одеялом с фонариком» (с. Княжпогост).
« Библиотека, в моём детстве находилась в другой деревне. Местные дети нас туда не пускали, и приходилось драться, чтобы попасть в библиотеку» (с. Княжпогост).
«Украл в библиотеке книгу А. Дюма, а потом вернул незаметно, так как на нее была очередь» (с. Княжпогост).
«Читая книгу Тамары Петкевич «Жизнь сапожок непарный», в памяти всплыли картины моего детства: группа женщин, в сопровождении конвоиров, которых вели на кормёжку малолетних детей в дом младенцев…концерт в переполненном зале, где женщина-заключённая в тёмно-зелёном бархатном платье исполняла романс «Гвоздики алые»…». (п. Мещура).
«Когда я училась в старших классах, одновременно со своими сёстрами читали одну книгу. Очередь нарушали все. Дело доходило до драки. Книгу прятали друг от друга, однажды умудрились засунуть в печь. Чудом не сгорела. До сих пор с сёстрами вспоминаем и удивляемся – как мы были увлечены чтением» (п. Мещура).
Цель телефонного мини-опроса – привлечение в библиотеку читателей. На вопрос «Что необходимо предпринять, чтобы привлечь в библиотеку как можно больше читателей?» сельские респонденты ответили: чтобы в библиотеке был мощный Интернет, чтобы была игротека, чтобы поступало больше новых книг. Есть и такие респонденты, которые предлагают сократить программы телевидения и ограничить Интернет, чтобы люди потянулись к чтению. В телефонном опроснике есть вопросы о любимых книгах, о традициях семейного чтения, чтения вслух, об экранизации литературных произведений и др.
Проект ещё не завершён, не все анкеты поступили от библиотек. Итоги организаторы исследования подведут к 27 мая, Общероссийскому Дню библиотек. По завершению проекта запланирована передвижная книжная выставка по книгам, рекомендуемым читателями «Книги, которые должен прочитать каждый».