Утка Чож. Сотворение мира
В Республике Коми 2018 год объявлен Годом культуры. Логотип года придумала творческая группа колледжа искусств, основной фигурой в нем является утка. Заведующий отделением дизайна колледжа Степан Кубик пояснил: «Это очень позитивный образ, близкий многим жителям Коми. Издревле он был связан с тайной появления всего сущего...».
В мифологии древних финно-угорских народов образу утки придавалось очень большое значение. Согласно сюжету о сотворении мира, утка доставала землю со дна первичного океана или же сносила яйцо, из которого происходили земля, небо, светила, по сути, утка символизировала космическую силу, ответственную за мироздание, пространство для жизни людей. Это символ матери-прародительницы. Коми народ считает утку символом плодородия и благополучия.
В фольклоре коми народа есть разные трактовки мифа. Мир до его сотворения наиболее часто представляется как безбрежная водная стихия, по поверхности которой плавают боги-творцы: Ен в образе лебедя или утки, а Омöль – гагары. Сохранился древнейший сюжет, где гагара по приказу лебедя достаёт кусочек ила со дна первозданного океана. Этот кусочек растёт в длину и в ширину и становится сушей-землёй, а лебедь и гагара принимают человеческий облик и становятся Еном (Богом) и Омöлем (Чёртом), чтобы наполнить мир и создать человека, его жителя.
В мифе, записанном в 1923 году коми писателем и учёным Павлом Григорьевичем Дорониным в д. Проньдор с рукописного списка на коми языке, утка сносит 6 яиц, из которых впоследствии и появляются Ен-Бог и Омöль-нечистая сила в образе утят, а также сама земля. По ещё одной легенде, записанной коми учёным Алексеем Семеновичем Сидоровым в 1913 году в д. Кони на Выми, гагара родилась от плевка Ена «бога» и участвовала в создании мира, как двойник-антагонист Ена Омöль. В легенде говорится, что гагаре удалось достать со дна безбрежного моря три песчинки. Её товарищ Ен создал из них землю, человека и всех полезных и добрых существ, а Омöлю дал только отверстие от воткнутого кола. Из этого отверстия, по другой легенде, Омöль вывел в дальнейшем всяких вредоносных существ.
Водоплавающие // Уляшев Олег Иванович. Хроматизм в фольклоре и мифологических представлениях пермских и обскоугорских народов : научное издание / О. И. Уляшев; ред. П. Хакамиес, рец. Н. В. Серов, А. В. Панюков; Российская академия наук. Уральское отделение Коми научный центр. - Екатеринбург : УрО РАН, 2011. – С. 238-242.
Волокитина, Надежда Александровна. Знаковый образ «утки» в традиционной культуре коми (зырян) [Электронный ресурс] / Н. А. Волокитина - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://wap.nkras.forum24.ru/?1-11-0-00000014-000-0-0. – Загл. с экрана.
Кор пуксис му = Когда создавалась земля // Му пуксьöм = Сотворение мира : мифология народа коми / сост. П. Ф. Лимеров; худ. А. В. Мошев. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 2005. - С. 17- 27.
Му пуксьöм = Сотворение земли // Войдöр. Когда-то : мифы, легенды, предания коми народа / сост. П. Ф. Лимеров. - Сыктывкар : Кола, 2012. – С. 8-13.
Утка // Мифология Коми. Т.1. / науч. ред В. В. Напольских, рук. работы Н. Д. Конаков; Российская академия наук, Уральское отделение Коми научный центр, Институт языка, литературы и истории, Министерство образования и высшей школы РК. - М. - Сыктывкар : ДИК, 1999. – С. 370.